Профессор Леонид Буланов и сотрудники клиники «НИЛКХО» в рамках научного исследования и находясь в географической и этнической экспедиции, изучения этнографии, краеведения, истории, литературы, культуры и архитектуры России посетили поселение Ловозеро Мурманской области.
Это место называется «Самь Сыйт», что означает «саамская деревня». Саамы (или Саами или Лопари) — это коренной народ Мурманской области, а также северной Норвегии, Швеции и Финляндии. Профессор Леонид Буланов и сотрудники клиники «НИЛКХО», с большим интересом осматривали быт саамов, которых осталось всего лишь 1600 человек проживающих на территории России Мурманской области.
Саамы — малочисленный северный народ. Несмотря на малочисленность, саамы стремятся сохранять самобытность, соблюдать древние обычаи и свои особенности быта.
Ученые и путешественники, которым довелось встречаться с саамами, описывают их по-разному. Судя по их наблюдениям, саамы имеют небольшой рост, худощавы и жилисты. Крупный череп, большие голубые глаза, покатый лоб, плоский нос, светлые волосы — именно таким является обобщенный портрет представителей этой народности. Они ловкие, быстрые и выносливые, что обусловлено их полукочевым образом жизни.
Вплоть до XVII века единственными занятиями саамов были ловля рыбы и охота. А позже произошло активное развитие оленеводства, которое для многих стало основным промыслом. Саамы, живущие на побережьях, занимаются ловлей ценных видов рыбы. Также распространен пушной промысел. Традиционная еда саамов — блюда из оленины, рыбные продукты. Большинство с удовольствием пьют оленье молоко и употребляют продукты, созданные на его основе.

Саами всегда веровали в духов и поклонялись идолам, так что без этого религиозного культа традиционная деревня обойтись не может. Каждый идол имеет свое предназначение, и, по верованиям коренных народов, может исполнять желания и уберегать от бед. Но это не для православных верующих.

Сотрудники клиники «НИЛКХО» во главе с профессором Леонидом Булановым отправились осматривать «саамскую деревню», что больше всего удивило так, это то, что кролики бегали повсюду и ни сколько не боялись человека, а напротив вставали на задние лапки и выпрашивали еду. В специально отведенном месте деревни, расположены вольеры с лисами, песцами, а рядом несколько привязанных северных собак хаски, они очень добродушные.

Наш экскурсовод повел нас далее и несколько раз громко выкрикнул какой-то призывный клич, и из тундры, выбежало целое стадо оленей. Оказалось, что олени не боятся человека, и разрешили себя погладить и покормить. Как только еда закончилась, олени тут же убежали снова в тундру. Их хозяин рассказал о жизни оленей, об их содержании и традиционных укладах, сопровождающих быт человека и животного веками.

Потом мы отправились на озеро, экскурсовод рассказал что образовалось оно после падения метеорита, его глубина составляет 35 метров, а ученые изучающие воду в озере отметили, что в ней присутствуют элементы серебра, поэтому вода очень чистая, а на ощупь теплая.

Далее было исследование лесотундры на квадроциклах.

Здесь есть очень старые вещи. По утверждению нашего гида, котлу на этом символическом очаге уже 700 лет.
Так выглядит чум кувакса — традиционное жилище кочевых народов севера.