MENU

Достижение вершин лечебного и боевого мастерства — глава 7

  • HOME »
  • Достижение вершин лечебного и боевого мастерства — глава 7

ГЛАВА VII. МЕДИТАЦИЯ 

 

Йога как система здоровья – это культура, которую индийские йоги применяют на протяжении тысячелетий. Корни ее уходят в глубокое прошлое, но своим предназначением она, без сомнения, адресована людям сегодняшним, живущим в беспокойной атмосфере современного мира. Йога придает особое значение физическому и психическому равновесию и вырабатывает самообладание, спокойствие духа, что в высшей степени благоприятно в целом для нервной системы. Она обучает занимающихся ею основным принципам здоровья и создает поистине безмятежное состояние организма, которое, в случае необходимости, позволяет достичь высокой интенсивности как в умственной, так и в физической деятельности.

Жизнь среднего человека, т. е. большинства людей, представляет собой биологический лимит жизни или жизнеспособность, унаследованные им от своих родителей и прародителей, но многие люди, уделяя слишком мало внимания основополагающим жизненным правилам, терпят, в буквальном смысле, фиаско в том, чтобы взять от жизни максимум и умирают до того, как будет исчерпан отпущенный им по наследству “лимит жизни”.

Мало кому из нас удается вести такой образ жизни, чтобы исчерпать лимит своих лет, большинство из нас невежественны и не знают, какой уход за нашим телом способствует продлению жизни унаследованных тканей, а какой вредит.

Йога высоко оценивает потенциальные возможности разума, имея в виду подсознание. Что касается феноменальных способностей, то здесь многое необъяснимо. Гипнотизм, как метод, использующий подсознание, показал, что в подсознании “хранятся” вещи, которые в жизни даже в мыслях не могли бы попасть в поле нашего зрения, однако при стимулировании подсознание моментально воспроизводит их до мельчайших подробностей. Тем не менее, при работе сознания эта скрытая информация представляется в искаженной форме, что смущает личность, подобно как сны искажают впечатления дня.

Скрытые умственные способности основательно влияют на сознательный разум, поэтому йога старается понять подсознание.

Только задумайтесь над силой ума! Медики составили пугающие списки болезней, вызванных, либо возникших под влиянием ума: от рака и сердечных болезней до боли в желудке. В его власти агония и смерть, а наука только лишь начинает рассматривать его как серьезный фактор в терапии, тогда как йога прилагает усилия понять это вот уже две тысячи лет.

Разум обладает также излечивающим эффектом, если его направлять и применять по нужным каналам, и нам достаточно лишь задуматься над гипнотизмом, верой, надеждой, мольбой, доверием, силой воли, самовнушением и религиозным мистицизмом – чтобы осознать власть ума над материей. Эти аспекты разума на деле спасали людей от многолетней прострации, боли, от смерти и ими нельзя пренебрегать. Йога рассматривает это как свидетельство силы разума и направляет, соответственно, в систему, основанную на знаниях, прошедших многовековой путь развития.

Йога представляет собой древнюю (созданную две тысячи лет назад) и распространенную систему психотерапии.

Нервные болезни, отраженные во множестве расстройств тела и ума, происходят от истощения и перенапряжения способностей индивидуума в его сознательных, либо бессознательных усилиях приспособиться к окружающей среде. Психотерапия старается уменьшить это напряжение и заменить его истинным расслаблением ума и тела, тренируя их для гармоничной работы. Ученик йоги верит в особое качество ума, посредством которого он может воплощать его и исправлять присущие ему слабости и недостатки. Воплощение ума становится возможным, благодаря его функционированию на различных уровнях сознания. Четко дифференцировано три таких уровня – физический, эмоциональный и умственный. По Фрейду разум делится на три уровня: сознание, предсознания, подсознание. Разум индуса воспринимает расширение уровней сознания как аксиому. Йог не ставит условием, чтобы каждому уровню сознания соответствовал другой разум, но он имеет в виду, что один и тот же разум способен работать на различных уровнях. Удерживать самосознание ума на одном уровне, но видеть его в работе на другом уровне, позволяет при необходимости мысленное наблюдение за любой извращенной деятельностью (активностью).

Йог видит в человеке связь грубого материального мира с миром верховной власти, знаний и Божественной Сущности свыше. Человек во веки веков ищет свое истинное место как нечто скоординированное между этими двумя сферами, и познание себя являет собой реализацию этой координации между вульгарной и духовной плоскостями. Это познание себя достигается исключительно быстро при господстве в вашей жизни условий, предопределенных йогой.

Йога не является религией, но она отстаивает принятие некоего божественного, священного источника, в котором можно совершать омовение больного ума и этим поощрять, стимулировать у занимающегося ею поклонение Возвышенному, Священному. Йога стремится открывать Бога в самом человеке и переносить ответственность духовного пробуждения на индивидуум, который должен искать для себя суть свою, свое “Я”, используя практические и научно отработанные методы.

Йога не настаивает на слепой вере, но предлагает к рассмотрению массу подтвержденных фактов, касающихся не внешних объектов, а объектов ума, из которых рождается истинный опыт жизни. Она призывает к тому, чтобы разум в здоровом теле сосредотачивался на самом себе и искал пути устранения тех желаний, поиски и осуществление которых вызывают в мире пагубные стремления и несчастья. Когда свет разума сконцентрирован, а не блуждает по множеству неуместных и часто бесполезных желаний, то яркий свет, сфокусированный и обращенный внутрь, высвечивает истинную суть самого себя, истинное “Я” и указывает йогу предназначенный ему путь правильной жизни, дает ему спокойный ясный взгляд на все вокруг и этим йог многого добивается в своем приспособлении к жизни.

Йога – это здравый смысл, вложенный в систему, которая созвучна человечеству с его телесными и психическими страданиями, и как таковая она заслуживает серьезного рассмотрения каждой образованной личностью.

* * *

Первое дошедшее до нас описание Йоги – классический труд Йога Сутра (2 в. до н. э.) – состоит из 185 афоризмов под общим названием “Драгоценные четки”, в которых раскрывается смысл Йоги, описываются средства для достижения цели и препятствия, стоящие на пути последователя Йоги. Средства Йоги представлены в виде восьми ступеней для поиска души. Вот эти ступени:
1. Соблюдение всеобщих моральных заповедей;
2. Внешнее и внутреннее очищение через самодисциплину;
3. Достижение физического здоровья посредством физических упражнений;
4. Контроль над дыханием или умение путем дыхательных упражнений управлять потоками Праны (общеуниверсальной энергии) как в своем теле, так и за его пределами;
5. Управление чувствами;
6. Сосредоточение и концентрация;
7. Размышление и созерцание, или медитация;
8. Слияние с Духом Вселенной.

Сосредоточение и концентрация – задача занимающегося на этой ступени научиться “удерживать” мысли на одном предмете. Для истинной концентрации необходимо полное спокойствие тела, дыхания и сознания, что достигается на предыдущих ступенях. Внимание при этом сосредоточивается на внутренней сущности вещи. Эта ступень считается достигнутой, если удается удерживать сосредоточение на избранном объекте не менее 12 секунд. При этом не должно возникнуть ни одного отвлекающего сигнала от органов чувств, ни одной посторонней мысли.

Размышление и созерцание, или медитация – когда достигается совершенная концентрация, становится возможным длительное мыслительное созерцание объекта, это и есть медитация. Считается, что концентрация переходит в медитацию при длительности сосредоточения более 144 секунд.

Слияние с Духом Вселенной – достижение полного слияния с Духом Вселенной, совершенное самоуглубление, высшая точка медитации.

В процессе интенсивной медитации происходит ценное для человеческого организма любой культуры единение физических и духовных сил. Профессор Токийского университета К. Сакума в своих работах по исследованию дзэн-медитации утверждает, что эта процедура очень полезна каждому. Буддийская философия объясняет полученный от медитации эффект в мистических терминах. Японский профессор Хираи полагает, что здесь ничего мистического нет. Медитация вызывает реальные психологические сдвиги, которыми, считает он, надо научиться управлять.

Несмотря на многовековую историю, медитация до сих пор кажется многим таинственной, непостижимой. Эти впечатления преувеличены. Японцы, на протяжении столетий развивая упражнения по медитации, стихийно отобрали все ценное, закрепив его в различных сферах жизнедеятельности. Можно перечислить следующие стороны положительного эффекта этих упражнений: 1) повышение жизненного тонуса, способствующее избавлению от хронических недугов; 2) стабилизация нервных процессов и излечивание неврозов; 3) перестройка темперамента (как известно, темперамент западная психология относит к наиболее стабильным структурам личности, подверженным лишь незначительным изменениям в процессе воспитания); 4) формирование воли; 5) обеспечение высокой производительности труда, предотвращение и ликвидация конфликтов в группах; 6) повышение интеллектуальных возможностей. Имеется много фактов, свидетельствующих о том, что дзэн способствует воспитанию творческих способностей, улучшению памяти, выработке навыков решения разного рода проблем.

Приверженцы тантрического буддизма в Индии, Китае, Тибете, а позже в Корее и в Японии превратили йогу в единственный способ достижения “трансцендентной мудрости” и обретения “великой энергии”. В их мистическом учении о Высшем разуме были заложены богатые возможности самосовершенствования. Тантризм создал теорию перехода от обычного “ограниченного” сознания смертного к “просветленному” сознанию йога, а далее к сознанию святого (бодхисаттвы) и Будды. Сомнительно, чтобы кто-нибудь из адептов тантризма действительно стал буддой или хотя бы бодхисаттвой, но, вероятно, усердные занятия помогли многим обрести себя, до конца раскрыть свои индивидуальные способности. Прежде всего это утверждение относится к мастерам всех видов воинских искусств, которые посредством йоги достигали высшей степени совершенства в своем деле, подключая “энергетику” организма к чисто техническим познаниям.

Согласно постулатам йоги, боец должен сознательно оценивать все свои движения: чтобы совершить какое-либо движение, ему необходимо учесть намерения противника, избрать наиболее рациональную в данных обстоятельствах позицию и предпринять соответствующее действие. Рациональная йога требовала от бойца в первую очередь мысли. В условиях китайской и японской культуры рациональность слилась с интуицией и прагматизмом. В результате возникла формула “разум–интуиция–реальность”. В приложении к боевому искусству это выглядело в виде доктрины: концентрация внимания на противнике, слияние своего “Я” с личностью противника и инстинктивная реакция на все его действия.

Троичен жизни ритм —
Приятие, отдача, забвение себя.
Вдыхая — я вбираю мир в себя,
А выдыхая — отдаю ему себя.
Опустошенный я живу в самом себе,
Живу без эга — в Высшей пустоте.
Опустошась — испытываю изобилие,
Бесформенные формы наполняю.

TEL (495) 916-14-31 с 10:00 до 19:00 (понедельник - суббота)

Музыка для медитации

audio
Music Yang #3by Leonid Bulanov
PAGETOP
Copyright © All Rights Reserved.
Powered by WordPress & BizVektor Theme by Vektor,Inc. technology.