|
ГЛАВА II. КИТАЙСКАЯ ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА ЦИГУН И ТАЙ-ЦЗИ-ЦЮАНЬ
Цигун – старинная китайская гимнастика (Ци – энергия, гун – движение). Различаются два направления – статический Цигун (стоя, сидя, лежа) и динамический Цигун (выполнение упражнений плавное, и, иногда, – сильным и резким напряжением мышц). В этой гимнастике активно применяется дыхание, соединение дыхания и циркуляции внутренней энергии Ци дает необычайные результаты человеку, который занимается эзотерической гимнастикой. Тай-цзи-цюань (движение кулака, длинный кулак; тай-цзи – “великий предел”, цюань – “кулак”) является одной из разновидностей школы китайской гимнастики Цигун, как и многие другие разновидности школы Цигун: Ляо-фа, Багуа, китайская спортивная боевая гимнастика Тай-чи, Дао-чи, Инь-чи, Янь-чи и другие.
Китайская легенда гласит о том, что болезненный юноша стал заниматься гимнастикой Цигун и через несколько лет достиг необычайных результатов в физической силе. Его усиленные занятия привели его к такому сильному сосредоточению ума и мышечной силы, что он без труда мог сдвинуть тяжело нагруженную повозку, остановить мельничное колесо, перетянуть за канат двадцать человек. На эту диковинную силу человека приходили посмотреть со всей страны. В дальнейшем он стал знаменитым мастером Цигун.
Многие китайские врачи брали на вооружение принципы боевых и мистических гимнастик, выбирая из них наиболее оздоравливающие элементы, писали трактаты и практиковали гимнастику с больными.
Знаменитый китайский врач Хуа-То (2 век н. э.) разработал пять стилей зверей – змея, тигр, журавль, обезьяна и медведь. Имитация человеком звериных движений – то плавных, то резких – позволяла ритмично управлять мышцами, разтормаживать напряженные рефлексы, медитировать, превращаясь в животных, тем самым приспосабливаясь к окружающей среде.
В гимнастике имитируются движения животных – взмах крыльев журавля, журавль на охоте и его взлет, спящая змея, нападающая змея, змея на дереве, обезьяна причесывается, обезьяна лезет на дерево, обезьяна защищается от змеи, тигр выпускает когти, тигр бьет лапой, тигр валит свою жертву, медведь идет на охоту, медведь защищается и атакует.
В китайских даосcких монастырях придавали особенное значение методам оздоровления и накопления энергии Ци. Регулировали энергию с помощью игл, которые вводились в определенные точки, и, таким образом, стимулировали правильный ход энергии. В монастырях монахи, наблюдая за поведением животных, разрабатывали стили и направления (леопард, олень, цапля, дракон, орел, крыса, лошадь, кролик, крокодил, ящерица, кузнечик, сокол, петух). Так, например, знаменитый стиль Шаолиня богомол, был разработан монахом, который наблюдал за сражением двух богомолов. Сейчас этот стиль считается одним из результативнейших стилей в Шаолине.
Среди китайских кланов и среди мастеров, которые жили среди народа, было разработано много стилей и направлений в китайской гимнастике, имитирующих поведение животных, даже поведение определенного типа людей, например, пьяного человека, гулящей женщины, сумасшедшего человека.
Шаолиньская школа Цигун – это результат опыта, полученного в процессе трудоемких упражнений, которые практиковались шаолиньскими монахами в течение 1100 лет. Это драгоценное культурное наследие прошлого Китая. В шаолиньской школе Цигун практикующийся постоянно углубляет состояние покоя, а в покое он ищет движение, посредством чего осуществляет общий контроль над главным дыханием, охраняющим дыханием и изначальным дыханием всего организма. Достижение покоя стабилизирует дух, питает природу, способствует профилактике и лечению болезней, достижению долголетия и продлеванию жизни. Правильное движение сделает практикующегося быстрым и мощным, как тигр, даст силу, способную передвинуть гору. Органичное соединение внутреннего и внешнего является основной отличительной особенностью шаолиньской школы.
В чем разница между внешним и внутренним? Может быть, ответ подскажет притча из даосского трактата о “чудесном коне”, где сказано: “Хорошего коня узнают по его стати, по костяку и мускула. У чудесного же коня все это то ли угасло, то ли скрыто, то ли утрачено, то ли забылось. Такой конь мчится, не поднимая пыли, не оставляя следов”.
Тысячестолетняя практика свидетельствует, что, независимо от применения внутренних или внешних методик, они оказывают целительное воздействие на человеческий организм, и основной целью этих упражнений является нормализация жизнедеятельности и достижение равновесия между субстанциями-противоположностями инь и ян. В результате практики Цигун происходит естественное оживление и оздоровление организма, подъем духовной активности, что в целом способствует продлению жизни и достижению долголетия. Кроме того Цигун применяется для профилактического лечения ряда хронических болезней, таких, как гипертония, сердечные болезни, диабет, хронические болезни желудка, цирроз печени, глазные болезни, психические болезни, нервное истощение, истерия, последствия сотрясения мозга и т.д. На основании опыта старых монахов монастыря и наставников Цигун можно считать, что дыхательные упражнения могут лечить следующие заболевания: головная боль, обмороки, головокружения, бессонница, сонливость со сновидениями, амнезия, шум в ушах, глухота, кашель, опухоли, стесненное ощущение в области грудной клетки, боли в животе, понос, запор, задержки мочи, патологические поллюции, потеря аппетита, бельмо на обоих глазах, сердцебиения, желтуха, истощение мышц и т.д.
Дыхательные упражнения Цигун представляют собой методику, направленную на оздоровление и укрепление организма, созданную в древности в процессе производства и жизнедеятельности народов. Это драгоценное наследие древней культуры Китая. Эта методика оказывает исключительное влияние на человека, укрепляя организм, предотвращая болезни, продлевая годы жизни.
Шаолиньские дыхательные упражнения представляют собой оригинальную методику, развитую на основе медицинских дыхательных упражнений и направленную на достижение внутреннего покоя и внешней подвижности. Эта система в течение долгого времени совершенствовалась монахами Шаолиньского монастыря, упорно ее практикующими, в результате чего она стала удивительным цветком в цветущем саду шаолиньских боевых искусств.
В системе шаолиньских дыхательных упражнений Цигун существуют внутренние и внешние упражнения. Внутренние упражнения главным образом практикуются в процессе медитации в системах совершенствования организма и питания природы; они оказывают положительное воздействие, когда используются для лечения и профилактики хронических болезней, таких, как сердечные болезни, нервное истощение, истерия и т.д. Внешние упражнения больше применяются в боевых искусствах, они способствуют циркуляции главного, охраняющего и изначального дыхания по всему телу, в результате чего можно совершить любое действие.
Основное отличие шаолиньской системы Цигун от других систем Цигун заключается в том, что в шаолиньской практике “в покое следует искать движение, а движение-действие рождает силу”.
Особенность тренировок: при отрабатывании внутренних упражнений нужно не только стремиться к достижению покоя, но в покое следует искать движение.
Особенности применения внешних упражнений: Во время тренировки сначала достигается покой, который должен моментально переходить в движение. Следует укреплять дыхание Ци, достигать моментальной собранности и быстрого рассредоточения. Разум должен управлять дыханием Ци, дыхание Ци – действовать в единстве с физической силой; дыхание Ци должно усиливать физическую силу, а сила – руководить дыханием Ци.
С точки зрения работы дыхания Ци, можно сказать, что оно должно не только делать человека энергичным, а его движения естественными, пронизывать четыре конечности, пропитывать все суставы тела, но кроме того в результате и через посредство специальных практик тело должно становиться легким, способным к высоким прыжкам, так чтобы человек смог легко взобраться на скалу, перебраться через пропасть.
Основные принципы: 1) покой, 2) расслабленность, 3) тщательность – равномерность, 4) постоянство, 5) тройное упражнение (на рассвете, в полдень, поздно вечером).
Тай-цзи означает “высший предел”. В начале начал существовала лишь беспредельная Пустота. Из нее самообразовалась вселенная, мир форм, проявляясь в состоянии Великого предела через взаимодействие сил Инь и Ян (противоположностей): светлого и темного, жесткого и мягкого, сильного и слабого, действия и бездействия, положительного и отрицательного. Взаимодействие Инь и Ян осуществляется через посредство пяти стихий, составляющих строительный материал вселенной: металла, дерева, воды, огня и земли. Первоэлементы воплощают не только компоненты того или иного предмета, но и те фазы изменений, через которые он проходит. Первоэлементы тесно взаимосвязаны. Только их равновесие может привести к состоянию гармонии в природе, обществе, в человеческом организме.
Тай-цзи-цюань как “внутренний” стиль своими корнями уходит к древним даосским учениям I–III вв. где формируются конкретные дыхательно-медиативные комплексы в сочетании с гимнастическими упражнениями, приемом трав, минералов, тяжелых металлов и даже ядов, что якобы обеспечивало бессмертие. Однако решающую роль в философском обосновании стиля Тай-цзи-цюань сыграл не даосизм, а неоконфуцианство (XII–XIII вв.). Один из основоположников этого течения Чжоу Дуньи (XI в.) написал в произведении “Объяснение схемы Великого предела”: “Беспредельное и Великий предел. Великий предел движется и Рождает Ян, покоится и рождает Инь. Движение доходит до предела и появляется покой. Покой доходит до предела и вновь появляется движение. Один раз движение, один раз покой – они коренятся друг в друге.” Можно заметить, как точно отвечает это характеру движений Тай-цзи-цюань.
Основные принципы тренировки сводятся к следующему:
1. Непрерывность и взаимосвязанность движений, сменяющих друг друга.
2. Плавность и округленность движений.
3. Своевременное расслабление, позволяющее “двигаться будучи в покое и будучи в покое оставаться настороже”. Все тело должно быть мягким шлангом, наполненным энергией Ци.
4. Гармония “внешнего” и “внутреннего”. К “внешнему” относятся движения тела – плеч, бедер, рук, ног, головы. К “внутреннему” относится контроль дыхания, разума и воли, причем определяющим является “внутреннее” движение.
Культура движения: рекомендуется голову держать прямо, освободить дух-разум от всего постороннего, грудь слегка втянуть, живот подать вперед, стараясь сконцентрировать Ци в Средоточии – главном энергетическом центре, расположенном чуть ниже пупа. Дышать рекомендуется не столько грудью, сколько животом.
В “гимнастическом” варианте комплекс упражнений в школе Тай-цзи-цюань выполняется в замедленном темпе, так что плавные “па” незаметно переходят из одного в другое, подобно нити, вытягивающейся из шелкового кокона. Финальная фаза предшествующего движения в потенции уже содержит начало последующего. Все упражнения несут в себе идею вечного движения, выраженного во взаимопереходах сил Инь и Ян, непрестанно проходящих критическую стадию Великого предела. Взаимодействие Инь и Ян прослеживается в движениях рук и ног, в поворотах головы и корпуса, в смене высоких и низких, широких и узких стоек. Целостность усилия зависит от непрерывности движений, их координации между собой, а также от правильной позиции тела. Стоит поднять плечи, напрячь поясницу или полностью разогнуть руки, как импульс силы не доходит до нужной точки, а движения превращаются в рывки. Это зовется “рывковым” или “прерывистым усилием” – основная ошибка в Тай-цзи-цюань. Для того, чтобы устранить его, следует скоординировать между собой вращение поясницей, сгибание или разгибание конечностей. Центром любого движения является поясница, поэтому особо важно, чтобы она была расслаблена и направляла плавным посылом все движения.
Сосредоточиваясь на выполнении движений, нельзя напрягаться. Это обычно вызывает психическую усталость после выполнения комплекса, а моментальное напряжение влечет за собой и мышечное напряжение. Сосредоточение должно, равно как и движение, сочетать гибкое и твердое, медленное и быстрое, то есть мысль находится в состоянии постоянных трансформаций. Концентрация мысли во многом зависит от направления взгляда, который следит за движением рук.
Но сутью стиля является “пружина” – то, что приводит в движение человека, его чувства, мысли, дает начало всему миру. “Корень сокровенной пружины произрастает из сердца”. Это значит, что исток познания мира заключен внутри человека, для чего и следует устранить все отвлекающие мысли – “успокоить сердце”, сосредоточившись лишь на естественной сути движений.
Совсем недавно на основе 5 традиционных стилей Тай-цзи-цюань составлен эффективный и эстетичный комплекс в 40 форм. Однако многие знатоки считают, что система немало утратила в своих метафизических глубинах, превратившись в обычную оздоровительную дыхательную гимнастику. Действительно, используя Тай-цзи-цюань, сейчас в Китае лечат ряд сложнейших заболеваний и функциональных расстройств, например, заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата.
Вместе с тем Тай-цзи является таким укрепляющим упражнением, которое доступно каждому вне зависимости от сил, возраста, пола. Достаточно 10 минут свободного времени и площади небольшой комнаты, и Вы можете заниматься, не тратя ни копейки. Китайцы говорят, что тот, кто занимается Тай-цзи правильно и регулярно дважды в день, достигнет гибкости ребенка, крепкого здоровья и умиротворенности разума. Тай цзи дает глубокое дыхание, регулирует работу пищеварения, других внутренних органов и циркуляцию крови. Содействует лечению неврастении, гипертонии, анемии, туберкулеза и многих других заболеваний.
***
Если в средневековье лечебная гимнастика быстро могла превратиться в боевое искусство при встрече с противником, то в наше время огнестрельного оружия истоки китайской гимнастики служат для оздоровления организма.
|