|
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БОЕВЫХ ИСКУССТВ
Зарождение и развитие боевых искусств уходит своими корнями в далекое прошлое человечества. Имеются наскальные изображения времен неолита, показывающие людей, занимающихся боевыми единоборствами. Начало развития боевых искусств совпадает с появлением человека, поскольку древние люди постоянно сражались как с окружающими их зверями, так и друг с другом. Однако, как организованная техника боевые искусства не могли появиться до той поры, пока люди не начали жить общинами.
Мы не знаем, где изначально возникли боевые искусства – на Западе, или на Востоке, или даже в Южной Америке, но мы можем утверждать точно, что боевые искусства – это достояние всего человечества.
Египет. Первые упоминания, относящиеся к технике боя, датируются около 4000 годом до н.э. Описываются тренировочные схватки воинов, подобные современному боксу; предписывались даже кожаные перчатки, покрывающие руку до локтя.
Месопотамия. На изделиях, датируемых 3000 годом до н. э., изображены бокс и борьба, практиковавшиеся в шумерском государстве.
Древняя Греция. Спортивные игры в честь бога Зевса начали проводиться с 2000 года до н. э. Борьба была включена в Олимпийские игры с 700 года до н. э., а бокс – с 688 года до н. э. Самые ранние сведения о греческой борьбе мы находим в 23 й книге “Илиады”, где описаны игры, проводившиеся Ахиллом на похоронах Патрокла. На греческих Олимпиадах существовала примитивная форма Каратэ, называвшаяся панкратионом, который обычно считается предшественником современной борьбы. Это был особенно жестокий спорт, в котором допускались удары руками, ногами, удушение, выворачивание суставов и борьба на земле. Единственными запрещенными приемами считались укусы и выдавливание глаз, и состязание продолжалось до тех пор, пока один из бойцов не сдавался на милость победителя. Древнегреческие боксеры также занимались другим видом борьбы, где запрещались удары ногами и броски, и бойцы полагались, в основном, на свои кулаки, обмотанными кожаным ремнем. Хотя этот вид единоборств был предшественником бокса, он также имел много общего с Каратэ.
Дальнейшее развитие боевые искусства получили в Древнем Риме. На аренах знаменитых цирков устраивались целые сражения между гладиаторами, итогом которых часто бывала смерть участников этих состязаний.
В средневековой Европе мы знаем бои на палках в Великобритании, знаменитые кулачные бои на Руси и т.д.
Индия. Народы Индии создали йогу, которая оказала огромное влияние на все боевые искусства Востока. Арийцы, завоевавшие Индостан, восприняли йогу в VI–V веках до н. э. и привели ее в систему в Упанишадах, то есть в тот же период, к которому относятся первые записи об индийской технике боя. Во времена, когда жил Гаутама Сиддхартха – Будда – брамины имели очень большое влияние в жизни индийского общества. Для людей из религиозной касты браминов было честью стать странствующим монахом; соответственно, боевая подготовка имела огромное значение для таких странников.
Китай. Появилось классическое китайское Кунг-фу в монастыре Шаолинь, в северной провинции Китая. Великий Бодхидхарма (“просветленный разум”), индийский миссионер, прибыл в Китай для проповедования собственной интерпретации буддизма (дзэн-буддизма), призывавшей к самосовершенствованию, размышлениям и самосозерцанию с целью познания истины, укрепления духа и тела, в отличие от ортодоксального буддизма, проповедовавшего сострадание и спасение. Будучи сыном знатного раджи, брамином, Бодхидхарма в молодости изучал боевые искусства Индии, на которые в известной степени повлиял греческий панкратион, культивировавшийся среди воинов Александра Македонского. Бодхидхарма принес в Шаолинь великое знание и показал монахам восемнадцать священных упражнений (метод психофизического совершенствования). Сейчас этот комплекс известен под названием “Алмазный цигун”. В основе этого метода лежала теория об энергетическом балансе человека, о равновесии активного (ян) и пассивного (инь) начал в природе человека, что являлось классическим для большинства систем Востока. С этих упражнений началось настоящее китайское Кунг-фу (“мастерство”). Рациональные приемы психоконцентрации в сочетании с особым дыханием и движениями составили основу У-шу (“воинское искусство”). Рассматривая дух и тело как единое целое, монахи разработали лечебное У-шу, которое объединило в себе такие понятия, как иглорефлексотерапия, специальный массаж, дыхательные упражнения Цигун (Ци – энергия, Гун – движение), закаливание холодом, медитация – упражнения концентрации и расслабления ума и духа и многое другое. Подвергая себя именно таким упражнениям, монахи делали возможности своего организма совершенно невероятными, чем приводили в недоумение обычных людей. В боевых искусствах школа Шаолиня превзошла другие китайские школы. Справиться одному монаху Шаолиня с десятью, а иногда – с пятнадцатью, бандитами или солдатами не представляло никакого труда. Уважение к таким мастерам в средневековом Китае было велико. Слава их распространялась далеко за пределы Китая. Они и сейчас остаются примером для подражания. Таких людей принимали повсюду с большим уважением и почетом, для них открывались многие двери. К ним приходили на поклон даже императоры Китая. О них складывали легенды и мифы, ставили памятники, их именами называли города и селения.
Вместе с войнами, которые вел Китай с Монголией, Кореей, Вьетнамом, Тайванем и другими странами, боевое искусство Шаолиня быстро нашло путь во многие страны, несколько видоизменяясь под влиянием местных приемов боя. Так, монгольские приемы, например, очень часто применяют для ударов колено, а корейские сосредоточены на ударах локтем и тычках головой.
Остров Окинава. В 1480 году несколько окинавцев эмигрировали в Китай и Японию для изучения у опытных мастеров искусства борьбы. Через 5–6 лет они возвратились на остров и создали свои собственные стили и систему борьбы Кэмпо.
Архипелаг Рюкю, включающий о. Окинаву, расположенный примерно на равном расстоянии от Китая и Японии. Здесь давно уже существовали свои собственные способы боя без оружия: Сюри-тэ, Наха-тэ, Томари-тэ, (“тэ” – рука) которые подверглись влиянию китайских школ борьбы и больше всего шаолиньской школы, когда окинавцы торговали с Китаем. Китайские воины ограничивались краткими инструкциями в свое свободное время. Это дало возможность людям свободно выражать свою индивидуальность и творческий талант. Такая борьба утратила свою связь с медитацией, однако жители Рюкю привнесли в нее свою мораль и превратили ее в свою разновидность борьбы. Этот новый стиль – Окинаватэ или просто Тэ.
Япония. Самая древняя японская борьба Сумо попала в Японию, вероятно, из древней Кореи, упоминания о ней встречаются в летописях императора Суинина в 29 г. до н. э. – 70 г. н. э. Сумо в своих первоначальных формах могла быть схожа с панкратионом. В период Эдо (1730–1896) правительство запретило самые жестокие приемы Сумо; так кровопролитные схватки превратились в ныне известные спортивные матчи. Главное условие победы в этой необычной борьбе – вес спортсмена: у кого больше масса, тот выталкивает более легкого соперника за пределы ринга. Поэтому не столько на оттачивание бросков и приемов, сколько на наращивание собственного веса направлены главные усилия в подготовке сумоистов.
Во время междуусобиц XIII века из Сумо отпочковалось Джиу-джитсу, в котором были развиты канонические приемы, включающие выламывания суставов, удары, удушающие захваты и броски. В XVII веке некий ученый, бежавший из Китая, познакомил японцев с китайским Кэмпо. В это время все искусства рукопашного боя были едиными. Разделение на Каратэ, Дзюдо, Джиу-джитсу и Айкидо – продукт XX века. Японский рукопашный бой характеризуется низким положением бедер.
Выходцы из Китая, бежавшие от манчьжурской династии, научили японцев некоторым новым приемам боя без оружия, которые основаны на мягкости движений. Эта борьба, включив новые элементы и несколько видоизменившись, была в XX веке систематизирована Дзигоро Кано под названием Дзюдо. Кано разработал новое философско-спортивное учение, переосмыслив богатое наследие различных видов средневекового самурайского воинского искусства, в первую очередь Джиу-джитсу. Кано исключил из Дзюдо все удары, наносящие ущерб телу, сосредоточившись на захватах и бросках. К тому моменту, когда в Японии появилось Каратэ, Дзюдо уже так укрепилось, что его младший родственник, хотя и близко связанный с ним общим происхождением, оказался в загоне до конца Второй мировой войны.
То, что мы сегодня называем Каратэ, является синтезом на основе Окинаватэ, привезенного в Японию в 1922 г. Гитином Фунакоси, а лучшие элементы взяты из японского Джиу-джитсу, корейского шаби, древнего китайского Кэмпо и современного Тайкёку. Каратэ также имеет глубокую духовную традицию и контекст.
Фунакоси основал в 1936 г. ШОТО-КАН – величайшую в истории боевых искусств Японии школу. (Сёто – литературный псевдоним Фунакоси). В своем первоначальном варианте стиль Шотокан (Сёто-кан) был пригоден в основном для ближнего боя из-за глубоких и низких стоек и преобладания в технике ударов руками. Отсюда вытекала и тактика ведения боя – в ожидании ошибки или просчета противника, мастер отходил в глубокую защиту и, поймав момент, когда соперник раскроется, из низкой стойки, значительно усиливающей силу удара, наносил одно атакующее движение в жизненно важный орган и бой, обычно, на этом прекращался. Учитывая такую внешнюю “неповоротливость” стиля, сын Фунакоси – Йоситака – впоследствии обогатил его большим количеством ударов ногами и блоков, что благотворно повлияло на его эффективность. Но даже, не смотря на это, Шотокан, оставаясь самым классическим из всех существующих стилей, в сложных ситуациях реального рукопашного боя в чистом своем виде не может быть использован из-за обилия эффектных, красивых, правильных, но не эффективных в бою движений. Шотокан образно называют еще ”длинным стилем” из-за присущих ему значительных перемещений в неограниченном пространстве.
Единомышленники Фунакоси – Мабуни, Накаяма, Мияги, Оцука и знаменитый Масутацу Ояма – создали впоследствии собственные системы на базе Каратэ: Вадо-рю (“путь мира”), Годзю-рю (“сила и мягкость”), Сито-рю, Кёкусинкай, Дзёсинмон.
Наиболее популярен и в Японии, и в мире стиль КЁКУСИНКАЙ (“кёку” – предел, конечность, “син” – истина, реальность, “кай” – связь, собрание, союз, т. е. “общество абсолютной истины” или “путь к вершине совершенства”). Создатель этого стиля – мастер Масутацу Ояма. Это жесткий контактный стиль с методикой подготовки, в которой большое внимание уделяется разбиванию предметов. В 1954 г. М. Ояма открывает в Токио школу, где ученики осваивали и совершенствовали технику, собирали и отрабатывали методы обучения, анализировали опыт других школ. Кёкусинкай, на практике обобщивший и освоивший опыт корейских, китайских, японских и других школ на базе усовершенствования системы психологической подготовки, подготавливал бойца настолько хорошо, что позволял ему, в случае неотражения атаки, переносить любые удары и приемы. Контактный спаринг не только притупляет у спортсмена чувство боли, но и приближает соревновательные поединки к боевой ситуации. Конечно, Ояма предусмотрел и некоторые ограничения, запретив, например, удары руками в голову.
В Японии доктрина о концентрации внимания на противнике, слиянии своего “Я” с личностью противника и инстинктивной реакции на все его действия (разум–интуиция–реальность) вызвала к жизни такие виды борьбы, как Кэндо, Айкидо и др., а в Китае – Кэмпо. Все они пропитаны идеями дзэн-буддизма, отложившими на них свой, ни с чем не сравнимый отпечаток, ярко выраженный в различного рода дыхательных упражнениях, медитациях, приемах и ритуальных действиях. Длительная и настойчивая тренировка приводит к специфическим сдвигам в личности, формирует своеобразный психологический облик.
Корея. В Корее с древних времен существовала хорош о развитая традиция боевых искусств. На фресках, относящихся к самому началу нашей эры и найденных во время раскопок на Корейском полуострове, были изображены сцены рукопашных поединков, очень напоминающих современное Каратэ. Такие же фрески украшают стены усыпальниц королей древнего могущественного государства Коре.
В государстве Силла на Корейском полуострове существовала школа Хваранг, технический арсенал которой включал в себя не только привычные сегодня удары ногами, коленями, локтями, кистями рук, кулаками, но и удары плечами и головой. Но наиболее характерной особенностью этой борьбы было весьма специфическое, присущее лишь ей действие – удар заплетенной металлическими нитями и иголками косой, оставлявшей рваные, а иногда и смертельные раны, т. к. концы игл иногда натирались соком ядовитых растений.
В IV веке н. э. на Корейском полуострове утвердился буддизм, китайские монахи принесли туда свое искусство борьбы, которое, обогатившись местной техникой ударов ребром ладони, стало называться Субак.
С разрывом в XVIII веке отношений с Китаем, боевые искусства Кореи начали самостоятельное и самобытное развитие. Характерной чертой единоборств было использование сложнейших прыжков и ударов в полете, наносившихся ногами как минимум на уровне человеческого роста, как максимум – на уровне головы сидящего на коне всадника. Известным девизом воинов тех времен было: “Разорви пасть противнику и выколи ему глаза, пока он не успел сделать это с тобой”.
После Второй мировой войны генерал Чой Хон Хи, объединив элементы Каратэ с традиционной техникой корейских школ, основал тот стиль, который сегодня во всем мире известен как Таэквондо (“Тхэквондо”, “Тэквондо”). “Таэ” или “тхэ” – удар головой, “квон” – удар ногой, “до” – искусство, ум. Значит Таэквондо – искусство нападать и обороняться руками и ногами, управляемыми разумом.
Таэквондо – это стремительный полет, рожденный мыслью. Победа достигается не столько силой, сколько точным расчетом. Удар длится сотую долю секунды, а наносится он в крохотную точку на теле противника. Спортсмен должен вкладывать в свою работу не только силу или нервную энергию, сколько мысль. Удар можно сравнить с кончиком раскаленной иглы, вонзающейся в сливочное масло. Ему предшествуют точный математический расчет и выбор точки поражения. Его философия – благородные каноны буддизма: любовь и уважение к ближнему, неприятие жесток ости, любовь к родине. Внешне техника Таэквондо очень эффектна, но эффективность ее проявляется лишь на высоком уровне мастерства.
Какую нужду испытывает человек в боевых искусствах? Конечно, боевые искусства произошли из потребности ведения сражений, однако они переросли сражения и превратились в полезный элемент духовного совершенствования. Хотя боевые искусства обычно связывают с борьбой, однако китайский иероглиф “бу”, который входит в название боевых искусств (будо), обозначает вид силы духа, стойкость при встрече с врагом.
Человеческая натура предпочитает мир и любовь войне. Закон выживания сильнейшего относится к джунглям и царству животных. В первобытнообщинных человеческих обществах мир был господствующим фактором. Если мы проследим за образом жизни примитивных народов Новой Гвинеи и других островов, то даже сегодня мы увидим, что это так. Каждое поселение живет в мире со своими людьми и соседними поселениями. Хотя верно, что временами у них происходят сражения, эти войны не агрессивные и они редко выходят за пределы самообороны. В таких обществах примеры подчинения себе силой одними людьми других с целью расширения своего могущества довольно необычны. Война и раздор означают лишь нищету и несчастье для этих примитивных людей, поскольку война, противная истинной человеческой природе, является лишь свидетельством безумия человека.
У классиков мы читаем: “Человеческое сердце спотыкается и падает и при этом меняется, превращаясь в человеческое сердце”.
Основной смысл этого восхитительного фрагмента заключается в том, что человеческое сердце – это постоянно меняющаяся вещь. Хотя такое непостоянство имеет свои плохие стороны, в данном случае это хорошая сторона, поскольку благодаря изменениям сердце сталкивается с различными превратностями и преобразовывается в самое себя. С другой стороны, постоянное изменение означает неустойчивость, которая, в свою очередь, делает выживание невозможным. На дне этого постоянного течения должен быть центр равновесия, служащий в качестве стабилизатора. Этот стабилизатор должен быть поддержан, так сказать, колонной мудрости. Мудрость обычно ассоциируется с культурой, и хотя легко думать, что мудрость это не что иное, как культура, данное мнение ошибочно. Для подлинной мудрости с культурой должны быть связаны мужество и сила духа.
Говорят, что человечество должно воевать. В Японии есть поговорка, что человек, который стоит на распутье, будет иметь врагов. Манера двух высказываний различна и, возможно, цели их в чем-то разные, однако существенно, что оба утверждают, что человек и война неразделимы. Смерть и опасность также являются частью условий существования человека и врагами человека являются не только другие люди. Он окружен опасностями дорожных происшествий, падений со строительных сооружений, ограблений и побоев со стороны уличных шаек, которые все делают жизнь мало отличающейся от жизни джунглей. Боевые искусства – это средства защиты от этих несчастий. Боевые искусства довольно пассивны и не переходят границу самообороны. Их цель – использование против агрессивных врагов.
|